16 декабря 2016 года в городе Сургуте на региональной премии в области развития образования «Серебряная сова-2016» в рамках Всероссийского форума «Педагоги России: Инновации в образовании» учитель физики Никонов Юрий Дмитриевич достойно представил проект «Инженерное образование в современной школе». Проект был удостоен высокой оценки экспертного жюри и стал победителем в номинации «Инженерная школа».
фото 1
В настоящее время в нашей стране наблюдается острый дефицит инженерных кадров и отсутствие молодого поколения инженеров. Этот вопрос поднимается уже на уровне правительства и президента России. В связи с тем, что российская промышленность испытывает острую потребность в инженерах, обладающих высокой производительностью и гибкостью мышления, способностью создавать, внедрять и распространять инновационные идеи и технологии, большое значение приобрела проблема современного инженерного образования на всех её уровнях.
фото 2-3
Таким образом, перед нами встают вопросы:
• Только ли высшая школа должна заниматься подготовкой инженеров?
• Как готовить будущих инженеров в школе?
• Как в этом могут помочь информационные технологии?
• Какими умениями должен обладать инженер в современном мире?
Прогрессивные взгляды администрации МАОУ «СОШ №9», современные подходы в организации образовательного процесса, мобильность и стремление всегда идти в ногу со временем стали предпосылкой в разработке данного проекта.
Идеей реализации проекта «Инженерного образования» является:
1. Внедрение контекстного обучения в содержание школьного образования по физике;
2. Соблюдение требований современных технологий инженерного образования вузов;
3. Применение информационно-коммуникационных технологий и интерактивных образовательных технологий – STEM-игр (Science – наука, Technology – технология, Engineering – инженерное дело, Math – математика).
В отличие от традиционных форм обучения STEM-игра позволяет получить опыт работы современного инженера, создать благоприятную среду для формирования предметных и надпредметных, личностных и межличностных компетенций школьника.
Данный Проект раскрывает новую концепцию преподавания физики в общеобразовательной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В проекте инженерного образования:
• Определены инструменты оценивания результатов обучения.
• Показано содержательно-технологическое наполнение STEM-игр в рамках школьного проекта «Инженерные старты».
• Спроектированы принципы организации образовательного процесса при преподавании физики в интеграции с идеями CDIO.
• Продемонстрированы способы мотивации к обучению через формирование представлений о сущности инженерной деятельности.
• Прогнозируется структура интегрированного курса «Введение в инжиниринг» в рамках летнего пришкольного лагеря.
Общая философия образовательного проекта предполагает включение обучающихся в решение практико-ориентированных заданий через применение активных форм обучения. При этом вся «подготовка инженеров» должна быть простроена «от идеи до продукта».
Летний научный пришкольный лагерь «Аспект-каникулы» на базе МАОУ «СОШ №9» с 2015 года предлагает школьникам города образовательный отдых с инженерным уклоном.
Например, в текущем году в рамках реализации одного из модулей (кейс «Инженерный проект») воспитанникам предлагалось выполнить проект в идеологии CDIO – создать термобокс.
В соответствии с жизненным циклом проекта на начальном этапе Заказчик (учитель) фиксировал обязательные требования к конечному продукту (масса, объем, дизайн изделия). Исполнители (группа школьников) осуществлял поиск необходимой для конструирования информации, определял необходимые ресурсы, в том числе и материальные, выполняли расчеты размеров модели.
Каждая группа конструировала опытный образец, работала над внешним видом изделия, создавал прототип изделия. На следующем этапе школьники проводили испытание в школьной лаборатории с помощью температурных датчиков, проводили анализ и сравнение полученных данных, строили графики изменения температур с течением времени. На этапе испытания изделия огромную помощь оказало руководство ООО «МегионЭнергоНефть». Совместно с сотрудником предприятия Чвановым С. ребята анализировали герметичность изделия тепловизором. В результате проведенных испытаний юные инженеры принимали коллективное решение по устранению дефектов и выводили качество термобокса на более высокий качественный уровень. Далее готовили публичную сертификацию: создавали инфографику (современный способ представления продукта целевой аудитории), презентовали экспертной комиссии – Покупателю.
Реализация Проекта предусматривает внедрение внеурочных, автономных форм работы школьников. Коммуникация школьников с учителем-консультантом осуществляется в популярной в России социальной сети «Вконтакте». С текущего учебного года начала работу виртуальная площадка (vk.com/prof9) «ИТО: Молодые профессионалы».
В рамках проекта «Инженерные старты» для учащихся 7 – 10 классов на странице Проекта учителем размещается «Техническое задание» на проведение расчетов с подробной информацией: маршрут выполнения, образец выполнения расчетов и оформления. Маршрут помогает определить стратегию решения задания, четко выявляет связь смежных дисциплин. Школьники выполняют задание в парах в течение недели, оформляют и предоставляют на проверку учителю либо в бумажном варианте, либо отправляют электронным письмом
Совместное решение концептуальных вопросов, позволяет развивать у школьников критическое мышление. Они учатся: рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся, отвергать ненужную или неверную информацию, понимать, как различные части информации связаны между собой.
Несомненно, воспитание высококлассных инженеров – стратегическая задача государства. И начинается эта приоритетная работа в школе в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов. Реализация проекта обеспечит доступность и высокое качество инженерного-технического образования, отвечающего социальным потребностям и способствующего успешному приобретению школьниками необходимых в будущем компетенций.
В проведении летней школы «Аспект-каникулы» оказали помощь замечательные люди:
• Макаров Михаил Иванович, директор школы
• Меленик Петр Петрович, лаборант кабинета физики
• Касторнов Александр Николаевич, руководитель кружка робототехники
• Кабанова Наталия Геннадиевна, учитель истории
• Буянов Егор Валерьевич, администратор актового зала
• Сенечко Ольга Владимировна, учитель математики
• Полынская Мария Николаевна, учитель математики
• Хисматтулин Ильфат, психолог
• Мирошниченко Евгений Витальевич, генеральный директор ООО«МегионЭнергоНефть»
• Донченко Елена Борисовна, начальник службы по обеспечению производства
• Чванов Сергей Михайлович, мастер лаборатории
Материалы подготовил Никонов Юрий Дмитриевич, фотографировала Миляева Анжелика Викторовна.